История – село Плоская Дубрава
Время основания, исторические события, фактыБлагодарность автору записи или проекту «У истока»
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Новости СМИ вашего родного края (с сайта news.rambler.ru):
Тамбов претендует на звание «Культурная столица 2026 года»
Тамбов претендует на звание «Культурная столица 2026 года»
«Его величество работник Василий Дмитриевич». Автору «Московского дворика» 180 лет
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Всего комментариев:3
Очень интересно и познавательно написано, зацепило с первых же строк. Узнала для себя много нового. Большое спасибо за Ваши воспоминания! | |
Olga 09.03.2017 21:01 |
Безусловно , родители уже с 5 - 6 лет , иногда и раньше заставляли , обязывали и заинтересовывали детей к исполнению работ, но только посильных для ребенка . В этом возрасте дитя постепенно привыкал к требованиям жизни и не формировал в своем характере иждивенческие настроения . К 9 - 10 годам у детей вырабатывалась потребность в чем- то помочь родителям, а именно : принести дрова для печки , корма для коровы , убрать двор и т.п. Дел на деревенском подворье делать не переделать . Вместе с учебой этот труд закладывал основы правильной жизни . Очень часто в то время колхоз , а затем и совхоз приглашали детей на заготовку сена в лесу и на скирдование соломы . Дети на волокушах из молодых деревцев лошадью подвозили сено к стогам или копны соломы веревкой к скирдам . За рабочий день ребенку платили примерно половину ставки взрослого и этот уровень оплаты позволял школьнику заработать для себя новые штаны и иногда ботинки в придачу. Но важнее всего воспитательный эффект : он заработал сам, на жаре, в гнусном гуле и укусах слепней и комаров . Были ,безусловно , в жизни детей и радости . Родители всегда находили время своим детям для общения со сверстниками . Разнообразие детских игр не давало скучать никакой возрастной группе подростков . Вот основной перечень игр: песочница , куклы , дочки-матери, прятки , “в войну “, камешки, лапта , третий лишний , клек , чижик , городки , кругозайцы , лыжи , коньки , футбол , волейбол , баскетбол , шашки , шахматы и домино . Были и порочные игры на деньги - лото , карты , ляпа , орел, котел и пристенок . Дубравские дети часто посещали ивенский лес , собирая в нем ягоду земляники , лесопосадки - для сбора грибов , речки и пруды , где купались и ловили рыбу. Припоминается, что в первых классах начальной школы, преподаватели организовали из нас мобильные тимуровские отряды и направляли к овдовевшим женщинам в период войны, чтобы помочь им принести дрова, воду и выполнить ряд других посильных работ. Посещали мы клуб, который предположительно был открыт в 1955-1956 году. Но первые фильмы житель села смотрел чуть ранее в 1953-1954 годах на открытой площадке, а точнее на стене церкви вывешивалось экранное полотнище и проектором подавалось на него изображение в темное время. Первым таким настенным фильмом был фильм о Чапаеве. Библиотеку, распахнувшую двери в 1959 году, мы ребята посещали с особым восторгом, где уже можно было брать книги о войне. Мои старшие сестры и братья, их ровесники свое общение в летние дни проводили на выгоне, где под гармонь организовывались танцы, а в зимние дни посещали так называемые «посиделки», это когда отдельные дома давали возможность ребятам собраться вместе и общаться на разные темы. В Дубраве было несколько футбольных команд - на Выселках, в Деревушке, конец с серединой села и дубровские с неполным составом. Сборная Дубравы, состоящая из представителей всех улиц села, часто принимала команды с соседних деревень и делала встречи с ними на выезде. Проигрывали очень и очень редко . Особо памятная традиция моей родной деревни - это свадьбы ,которые сохранили свою преемственность до наших дней и которые по своей драматургии представляли добротно отрежессированный спектакль. Во время свадьбы преимущественая часть села была вовлечена в серьезную и одновременно веселую игру по зарождению новой семьи . Этот театр был доступен для созерцания всем . К основными зрителям, конечно, относились женщины, хорошо знающие и понимающие сценарий свадебных мероприятий . Они замечали на этих смотринах все, а затем еще долго судачили о самых интересных моментах прошедшей свадьбы или об отклонениях в ней от давних обычаев . Свадьба пела, плясала, шутила и смеялась три дня, два - в доме жениха и один день в доме невесты . Почему три дня , сказать сложно . Смею лишь только предположить, что Бог любит Троицу, а без Бога в этом деле не обойтись , так как браки заключаются на небесах . Начиналось торжество с приезда жениха за невестой, сторонники которой без приличного на их взгляд “выкупа“ никак не соглашались выдать свой “ товар “ претенденту на ее руку и сердце. В этом торге всегда присутствовала импровизация на хитрые ходы и уловки, как покупающих, так и продающих, заканчивающиеся как и всегда последующей регистрацией в сельсовете и до 40-х годов - обязательным венчанием в церкви. Регистрация бракосочетания проходила как и сейчас при свидетелях , в присутствии близких родственников и друзей . В доме теперь уже мужа супружескую чету встречали родители с обеих сторон хлебом и солью, поздравляли ее с законным браком, напутствовали на долгую предстоящую жизнь и высказывали свои пожелания . Параллельно с регистрацией сторонники невесты перевозили в дом жениха ее приданное, т.е. невестино имущество , доставшее ей в наследство от родных для начального облегчения в создании семьи . В передаче приданного также проводилась импровизированная купля-продажа и две мирно противоборствующие стороны торговались вещами приданного на потеху публики . Этот процесс особо был достоин внимания женщин села : им очень уж хотелось знать , насколько богата невеста . Часть приданного сразу же использовалась по назначению, а именно: застеливалась постель , вывешивались новые занавески и шторы на окна и двери , заменялись полотенца и т . д . Поговорить беззлобно уже было о чем до приезда молодоженов . Столы, безусловно , накрывались заранее избранными людьми под руководством свекрови или стряпчей . Родители поздравляли своих детей с законным браком , желали благополучия молодым и объявляли о своем подарке для новой семьи. В свою очередь невеста одаривала свёкора и свекровь, крестного отца и крестную мать, близких родственников жениха рубахами, платьями или кофтами . Далее для всех приглашенных предлагались так называемые “рюмки “, это когда паре гуляющих на подносе преподносились рюмки со спиртным напитком и эта пара , как правило муж и жена , произносили тост , опустошали рюмки и ложили на поднос свой подарок . В правилах проведения свадеб предусматривался обязательный многократный проход жениха и невесты в свите многочисленных гостей по селу с песнями и плясками под аккомпанемент самого лучшего гармониста в округе . Люди выходили из домов навстречу свадьбе, кто желал, тот выпивал стопку спиртного за счастье молодых и искренне радовались этому событию . Второй день свадьбы также продолжался в доме жениха. Очень рано, когда молодые еще пребывали в крепком сне, их будили ударами гончарных глиняных горшков о пол, разлетающихся на осколки. Невесте спешно предстояло встать с постели и подмести быстро и аккуратно черепки разбитой посуды веником под пристрастным контролем со стороны утренних” хулиганов”. Весь этот ранний процесс символизировал предстоящую их жизнь, что начинать надо каждый день, как можно раньше и заметать все осколки обид и мелких ссор прошедшего дня . Здесь же требовательная “комиссия“ давала оценку работе молодой жене и придирчиво искала неубранные ей черепки. Вообще, все сводилось к простому, кто рано встает, тому Бог дает и что если бьется посуда, то жди удач . Вскоре приходила основная масса гуляющих вчера и испытывающих острую потребность в похмелке. Короткий стол, поправка потерянного вчера здоровья , гармонь , пляски и появление “ ряженых “ с обеих сторон . С их приходом начиналось так называемое “ веселое утро “. Как правило , они были разодеты в придуманные ими никому неизвестные персонажи и начинались разыграваться различные импровизированные потешные сцены, вызывающие у всех интерес и неподдельный смех. Скоморошничали как обычно продолжительно и талантливо, потому что в этом не участвовали не умеющие веселиться люди . “ Веселое утро “ также символизировало собой то обстоятельство, что жизнь каждого утра надо начинать с радостного настроения и в жизни всегда должно быть место смеху и шуткам . После прихода основной части гуляющих свадебная процессия направлялась опять в импровизированный поход за водой в ближайшие колодец или колонку, где молодая жена заполняла ведро водой , а молодой муж должен был доставить эту воду к родному очагу, продираясь в буквальном смысле слова через кордоны из желающих выплескать воду из ведра . “ Битва “ была не шуточной . Требовалось немало попыток, чтобы сколько - нибудь донести воды в ведре до дома . Жениху приходилось как всегда убегать от преследований , совершая обводки и финты в погоне. А свадьба, не останавливаясь , пела и плясала , уверенно зная , что муж проявит стойкость духа , крепость характера и донесет воду до дома во что бы то ни стало , чтобы зарекомендовать себя добытчиком семьи. Ряженные все это время держали смотрящую и гуляющую публику в напряжении и весельи . Подходы к столам , чтобы выпить и закусить определялись по факту ситуации , а вот блинному изобилию на столах отводилось официальное время , вслед за походом по воду. Блины были, как правило, очень вкусными и пышными, хорошо промасленными натуральным сливочным маслом и подавались на стол с кислым молоком , которое являлось фирменной принадлежностью моего родного села. Это блюдо олицетворяло не столь далекое время , когда хлебные продукты из белой муки считались символом достатка и благополучия жизни . Поэтому вновь нареченным супругам желали этим блинным столом того же самого . В ряде случаев выпекался блин с дыркой наподобие бублика , который возлагали на тарелку с наполненными рюмками и преподносили гостям , чтобы они денежными монетами заполнили блинную брешь . Это тоже предполагало свой смысл , чтобы в жизни молодоженов не было прорехов и брешей , т.е. жизненой пустоты , неудач и непосильных скорбей . На третий день послы от дома невесты утром приглашали всех гуляющих со стороны жениха отведать невестино гостеприимство . Представительство от жениха с гармонистом, шествуя по селу , пела и плясала и ему “ было мало неба и земли “ . Этот день не был заполнен каким - либо церемониальным событием и гуляющие основное время проводили в беседах между собой , хотя песни и частушки с плясками никто не отменял и они по-прежнему звучали и присутствовали в полной мере . Вечерело и день подходил к закату . Прощались друг с другом, радуясь, что породнились на этой свадьбе . Через неделю теща приглашала своего зятя на пироги, давая, наверное, ему окончательно понять, что в жены он взял девицу из самодостаточной семьи . Следует также отметить , что практически ни одна свадьба не проходила без благословления вступающих в брак . Проводили это действо с женихом его кресная мать , кресный отец и биологические его родители , когда жених , празднично одевшись , собирался ехать уже за невестой , чтобы законным образом зарегистрировать свой брак . В это время он испрашивал свое благословление на законный брак у названных выше родителей и получал почти формальное разрешение на женитьбу , ибо все уже давно было решено во время сватовства и тогда же эти лица давали свое согласие на предстоящий акт . Аналогично по той же схеме происходило в доме невесты и ее благословление , когда была одета фата и жених уже стоял у дверей . “ Бог благословит ! “ - и благословляющие осеняли крестным знамением свое чадо и говорили - “ Мир Вам да Любовь ! “ или “ Совет Вам да Любовь !”. В реконструкции свадебных традиций мне усердно помогали Ходякова Вера Васильевна, по - уличному - Аэропланова и чета Чуженьковых , Михаил Сергеевич с Выселок и его супруга Мария Николаевна с Дубровского в девичестве Беляева . Еще очень отличительная традиция села дожила до дней моей юности- это шествие “гожих “ в светлые пасхальные дни по селу с целью , скорее всего, обозначится, что военкомат признал их годными для прохождения воинской службы и они в этом году весной или осенью приступят к исполнению своего священного долга по защите Отчизны ,т.е. призывники . С песнями и частушками под гармонь “ гожие “ шли по селу, люди выходили из домов, давали приношения в виде денег , пасхальных яиц , пирожков и прочее и просили служить достойно, чтобы не позорить имя малой Родины. К шествию присоединялись ребята моложе “ гожих “ ,а также те ,кто уже прошел срочную службу по различным соображениям, кто из интересующего любопытства , а кто просто выпить задарма . Пройдя все улицы деревни и набрав корзины явств, “ гожие “ превращали излишки яиц в самогон и начиналось маленькое пиршество с воспоминанием под смех всяких конфузных ситуаций в проведенном шествии . Некоторые из “ гожих “ к концу пиршества превращались в негожих двигаться и тогда , памятуя о доблестном братстве , что своих не бросают , доставляли их до дома . Последний раз такое мероприятие состоялось , по - моему , в 1967 году , а затем не оказалось “ буйных малых “ , способных на подобную организацию . Жизнь в деревне , конечно , оставила свои следы в архивных данных патриархии и , несомненно , в архивах светской власти как дореволюционного , так и после революционного периодов . Документалистику, скорее всего , если долго искать , то можно найти . Но это будут в основном сухие цифры статистики и скупые строчки отчетов органов власти. К счастью, есть много жизненных ситуаций , которые фиксировались начинающими фотографами села примерно с 1963 года и они сейчас безусловно, вызывают безмерный трепет у запечатленных участников тех событий . Среди первых фотолетописцев был и я - ваш покорный слуга. Кое что у меня сохранилось, но это капля в море ,а само море представлено, я считаю , личным архивом фотографий Чуженькова Михаила Сергеевича, в котором ,не исключено, задокументировано объективом не менее половины жителей Дубравы . Совсем недавно Миша бессеребренно выставил свое “ богатство” в “ Одноклассниках “ , а это мало - немало 800 фотографий. Точно знаю , что есть еще кратно больше . Образно говоря, у него скопилось целое сокровище фотодокументалистики прошлой жизни села Плоская Дубрава . Лично я снимаю перед ним шляпу за его плодотворный и, ох , как сейчас востребованный труд и особенно для тех , кто родился , жил и имеет причастность к нашему селу , которое еще числится , слава Богу, на карте Моршанского района , Тамбовской области . Читал и с волнением читаю отзывы и благодарения о Мишиной работе . В них слышу учащенное сердцебиение , вижу удивленные глаза и неподдельную ностальгию о том времени благодаря тому, что когда-то мама купила 14 - летнему парнишке простенький фотоаппарат “Смена “ и он как штатный фотограф не снимал его с плеча очень много и много лет , безропотно исполняя как будто чью - то волю , ибо коммерческий интерес в этом промысле в то время отсутствовал напрочь . Как сейчас было бы трепетно каждому из нас увидеть неизвестное лицо родного деда или прадеда и прабабушки из тех далеких лет. Мишины фотографии дадут такой шанс многим внукам и правнукам. За свой труд на благо всех своих земляков Миша вполне заслуживает от односельчан звание почетного гражданина села Плоская Дубрава. Бытует утвердившееся планетное мнение, что русские в основном пьяницы , но когда дело доходит до трезвого анализа , то это очень и очень далеко не так . Но Бог с ними ! ! ! Мне же хотелось остановиться на отношении моих земляков к алкоголю и сказать то, что я ощущал в том далеком быту моей родной деревни по данной теме. Безусловно, алкоголь присутствовал в жизни моих земляков , но никогда не был для них самоцелью за исключением отдельных личностей , страдающих болезненно алкогольной зависимостью . Самогона в деревне было немало , но он не был постоянным и первоочередным продуктом потребления. Он в изобилии присутствовал на свадьбах , на проводах в армию , т. е. на крупных развлекательных программах . Хотя объективности ради следует сказать , что некоторые мужики села могли позволить себе и непредвиденный прием самогона в течении 1 - 3 дней . Делалось это ими скорее всего в целях психологической разгрузки своего организма . Эти “ пьяницы “ в зимнее время встали в 3 -4 часа утра, летом тоже не залеживались и до выхода на основную работу успевали , как правило , с супругой свалять две пары валенок на взрослую ногу . Попробуйте это делать каждый день и многих из нас довольно быстро потянет в санаторий или к психологу. Ничего у наших отцов из этого не было, кроме “психотерапевтического самогона “ . Нагрузки физические и моральные были порой за пределами человеческих возможностей и поэтому они делали все , чтобы их дети выучились и не повторили их тяжкий жизненный путь . Достаточно просто сказать , разве пьянице под силу воспитать и взрастить 3 - 4 детей и тем более 7- 10 ребят? Поэтому в этом вопросе прежде всего надо видеть главное . Что же касается сильно пьющих , то они тоже присутствовали в деревне , как и все старались работать, но были сверх меры пристрастны к спиртному и быстро изнашивали свой организм. Жены не отвергали их и достойно несли свой крест. Какую бы кто не взял тему человеческой жизни , то все сводится непосредственно к самому человеку. Люди - всегда являлись , являются и будут являться эпицентром бытия . Ранее мной уже были даны очень краткие нравственные характеристики моих земляков, живущих во все лета 20-го века. Сейчас хотелось бы отметить тех, кто совершил заметные дела в своей жизни и таким образом прославил свою малую Родину . Среди них уже ушедшие из земной жизни два Героя Советского Союза - Дурнов И.А. и Синельников П. А . ,получившие эти высокие звания на фронтах Великой Отечественной войны . Это также родина Лебедева Николая Васильевича - доктора медицинских наук , главного врача Липецкой областной клинической больницы ; - его старшего брата - Лебедева Владимира Васильевича - главного инженера - строителя завода “ Белинсксельмаш “ Пензенской области ; - Прохорской Нины Васильевны - бывшего учителя по русскому языку и литературе, Большекуликовской средней школы - “ Отличника народного образования “. - Чуженьковой Любови Васильевны - бывшей главной медицинской сестры детской Красносельской поликлиники г. Санкт - Петербурга , проработавшей по специальности в одном учреждении 57 лет и награжденная Красносельской администрацией медалью “ Ветеран труда “ , отличительными знаками “ За добросовестный труд “ и “ За верность долгу “ . - Кочегарова Николая Захаровича - бывшего начальника мартеновского цеха Воронежского завода “ имени Коминтерна “. - Ходякова Петра Никифоровича - бывшего начальника цеха завода “ Моршанскхиммаш “ . - Ходякова Виктора Михайловича - бывшего заместителя командира дивизии по вооружению, подполковник .
- а также много других достойных и уважаемых земляков . Колоритной фигурой среди селян слыл Кочегаров Никита Ильич , по - уличному Микита Вязков, человек недюжинной силы , местный богатырь , способный в телеге заменить заурядную лошадь. У него еще до войны был построен добротный кирпичный дом и заложен единственный в селе яблоневый сад, в котором мы , пацаны 60 - х годов , украдкой подбирали опавшие яблоки и с наслаждением кушали самый вкусный сорт яблок моего детства “ Малиновка “ . Дядя Микита погиб на войне ,но в памяти он долгое время являлся легендой , обросшей не небылицами , а реальными деяниями . Вспоминая рассказы нашего отца , мой родной брат Михаил говорил , что дядя Микита на спор , становясь под брюхо лошади , переносил ее на несколько метров от первоначального места , легко , без особых усилий доносил до базара Моршанска под подмышками два мешка проса, играючи принимал на грудь выброшенную высоко вверх 2-х пудовую гирю, запрягался сам в телегу , когда обессилевшая лошадь уже не могла вытащить воз из какого - либо топкого места и с помощью других мужиков преодолевал это препятствие . До войны и несколько после нее в нашей деревне в определенные праздничные дни проводились кулачные бои между выселскими , дубровскими мужиками и мужиками остального села. Дядя Микита не принимал участия в этом мероприятии по причине несоответствия своей силы с обычными людьми . Бывали случаи , когда противоборствующая стенка давила наших и отыграть ситуацию было сложно , тогда срочно бежали за дядей Микитой, появление которого и только присутствие его вселяло пораженческий дух в противника . Силу он, как мне кажется, применял на добрые дела, являясь истинным исполином души и духа. При этом он слыл мастеровым человеком и за день мог сложить русскую печь, что другим печникам было не под силу . Причем его печки грели значительно лучше, чем печи других мастеров . Огромный вклад в демографическое развитие нашего села внесли почти все женщины Плоской Дубравы и особенно матери - героини . Среди них : Кочегарова Евдокия Петровна - родившая и воспитавшая 11 детей , по - уличному Галдина . Пономарева Вера Васильевна - по - уличному Аэропланова , родившая 11 детей и воспитавшая 9 детей , двое умерли во младенчестве . Ходякова Анна Ивановна - по-уличному Рамочева, моя мама , родившая 9 и воспитавшая 8 детей . Фомина Наталья Федоровна - по - уличному Ванюхина , родившая и воспитавшая 8 детей . Женщин села , родивших 3 - 5 детей , посчитать сегодня не просто . Так что спасибо им за то , что они за считанные годы смогли восстановить людские потери на войне . Их труд стал доблестью и будущей опорой страны . Царствия Небесного им и их мужьям ! Также в нашей деревне родились и жили немало людей , способных потешить народ и имеющих дар рассказчика . К таким можно смело отнести моего брата - близнеца Муська, Володю Бобика , Николая Фомка , который в проходе по селу под гармонь экспронтом сочинял частушку про жителя любого дома . Например, проходя мимо дяди Васи Штатного дома , он тут же выдавал частушечное трехстишье “ сосны, сосны , кому Штатный , а мне крестный “ . К сожалению , основная масса частушек попахивала похабщиной , но даже при этом ему нельзя было отказать в персональной особенности . Очень жаль еще и того , что Коля в пьяном угаре убил свою мать , совершив тягчайший грех . Из более старших поколений мне помнится дядя Петяша Сурков и дядя Миша Сурков , тетя Люба Вильветка , которая имела удивительный дар актрисы и могла, по-моему,сыграть любую роль. Однажды я застрял в Москве по причине отсутствия билетов до Моршанска. 2 или 3 раза отстаивал очереди с надеждой на затерявшийся билетик . Напрасно . И вот Богом посланная тетя Люба . “ Не может быть “ - ответила она на мою малую беду . “ Ваня , давай десятку , придется переплатить “ - и в считанные секунды из сверхподвижной женщины превратилась в немощную немощь. Сгорбившись , не спеша пробираясь к окошку кассы , жалостливо говорила - “ Родненькие , вы мои , мне бы только спросить “ . Никто в очереди ей не перечил , а в кассе у нее все было давным — давно схвачено. Прожив приличный срок жизни понимаешь, что не всем удалось раскрыть свой яркий талант. Пример этому тетя Люба . Мне приятно было послушать анекдоты от Лебедева Василия Егоровича , по прозвищу Святой , что по сути недалеко от правды . Он был лучезарным человеком , светлым и согревающим. Его анекдоты были лишены крепкого словца , но имели мудрую мысль . К примеру . Приезжает генерал в часть на проверку , выстроил личный состав после строевой подготовки и спрашивает непосредственно солдат. “ Как вам служится , бойцы ? “ “ Хорошо , товарищ генерал “ - отвечают бойцы . “ На что жалуетесь , бойцы “. Ни на что , товарищ генерал . “ Как кормят , бойцы ?” Хорошо, даже остается , товарищ генерал . “ А остатки куда деваете ? “ Съедаем , товарищ генерал . О всех мастерах деревни пошутить , конечно , не рассказать ,но обойти дядю Ваню Каблука, дядю Васю Галдина , дядю Леню Липаткина и дядю Егора Кулявого вниманием тоже будет неправильно. Все они шутили , как бы само собой и между прочем ,а получались приметные ситуации из их жизни , которые вызывали улыбку и смех и вошли в классику смешных сцен и моментов дубравской жизни . Их часто повторяли в цикле “ А , помнишь ..” Все они шутили беззлобно и безобидно . Припоминается случай , когда идет под ручку с кем - то из сторожки конюшни через выгон к себе домой дядя Леня Липаткин очень сильно пьяненький и останавливается как вкопанный, говоря приятелю в лунный зимний вечер - “Погоди , сейчас столбы пройдут, тогда мы пойдем.“ Конечно , состояние дяди Лени печальное, но это у людей вызывало смех и поучало их не уподобляться такому . Муж моей сестры Любы Чуженьков Иван Егорович , приезжая в отпуск в деревню обязательно наведовался в гости к дяде Пете Суркову , откуда приносил всегда массу комических зарисовок из их беседы . Помнится одна из них . “ Служил я в Одессе, пришел как-то на танцы . Вижу очень красивая стоит. Пригласил ее и как повел ,повел ее ,а она говорит , всем ты хорош , всем ты хорош ,только голос у тебя как у кобеля .” И таких комиксов от него было уйма и Егорыч, истинно уважающий его, часто любил пересказывать те беседы, наслаждаясь юмором от дяди Пети . В 1985 году началась всеобщая непонятная, по-моему, никому перестройка государства . С этого момента село быстро приходит в упадок , а к своему 300-летнему юбилею давно уже исчезли школы, животноводческие фермы , закрылись магазины да и жителей всего осталось 125 человек в 79 дворах, в основном пенсионного возраста . Выселки почти в сплошь заросли жестоким кленом и обитаемых домов там осталось единицы . Многие дома пришли в полную непригодность для жизни , часть домов выкуплены горожанами и используются в дачном варианте . кое - какие дома выкупили и перенесли на другие места жительства . Но не заросла еще дорожка к моей родной деревне , где упокоены на ее кладбище многие поколения людей , которые когда-то давным-давно на прилегающих ко двору огородах и к селу - полей выращивали себе и другим людям необходимое для жизни пропитание , выкашивали луга на сено , выращивали скот , строили дома и воспитывали многочисленных детей без нытья и терпеливо,крепя тем самым державную мощь в труднейшие годы политических бурь и катаклизмов . Всем им вечная наша память и всем им Царствия Небесного ! К сожалению, капитализм позволил зарасти нашим деревенским полям и огородам бурьяном. В 1993 году к деревне была проложена асфальтная дорога , но эта мера властей , к сожалению, оказалась запоздалым актом по возвращению полноценной жизни в селе с истинно поэтическим названием Плоская Дубрава !!! Уроженец села Ходяков Иван, Ванек Рамочев | |
Ivan i Valentina 08.03.2017 20:14 |
Родители мои, Ходяков Василий Алексеевич и Анна Ивановна в девичестве Голубева, а по уличному Рамочевы, родились незадолго до падения царской России и прожили всю свою жизнь на Выселках в селе Плоская Дубрава Моршанского района Тамбовской области. Им досталась как и всем их ровесникам нелегкая жизнь: пришлось пережить три войны и сопутствующие им голод, холод и другие невзгоды. Село, в котором они жили и в котором родились мы - восемь их детей, Мария, Любовь, Николай, Нина, Михаил, я — Иван, Анатолий и Владимир особенно ничем не примечательно: таких сел на Руси очень много. Но для родившихся в нем оно единственное, неповторимое, сердцу близкое и родное. С двух сторон село окружено глубокими балками скорее всего ледникового происхождения, в достаточно обширных долинах которых протекают две речушки - левая называется Питеркой, а правая в простонародье — Крючов. После почти ежегодных срывов плотин вешней водой обе речушки превращались в ручьи. По восстановлению запруды все опять возвращалось на круги своя и за счет родниковой воды в образовавшихся приличных по размерам водоемах детвора и население деревни с приезжими гостями купались и ловили рыбу, в основном карасей и пескарей. В истоке Крючова также обустраивалась запруда, наполняемая водой исключительно за счет таяния снега, где в некоторые годы колхоз, а затем совхоз выпускали малька карпа и местные рыболовы с городскими в полной потребности отводили свою душу. Село размещалось на своеобразной плоскости между двумя балками и не исключена версия, что первое слово в названии “плоская“ есть ни что иное как равнина на невысокой возвышенности. По догадкам старожил вторая часть названия села связана скорее с наличием когда- то на берегу одной из речушек дубовой рощи — дубравы. А так как селу 31 декабря 2002 года исполнилось 300 лет, то от дубового наследия не осталось никаких следов ни на земле, ни в памяти проживающих в нем селян. Впервые о Плоской Дубраве сообщается в окладных книгах духовной епархии, относящихся к 1702 году,где было записано что в селе есть церковь пророка Илии и в приходе насчитывается 30 крестьянских и 10 бобыльских дворов. С годами село укрупнялось и заселялось мастеровыми людьми - плотниками, кузнецами, печниками, гончарами и кружевницами. Но основная часть селян стали вальщиками, учитывая скорее всего востребованность и доходность этого ремесла. Дубравские вальщики издавна были известны за пределами своего района, их валенки пользовались заслуженным спросом и в самой белокаменной Москве. Из пуда чесанной шерсти выходило до 10 пар валенок размерами на взрослых людей, каждая из которых продавалась по 70 - 80 копеек. Сезон шерстобития длился с августа до Покрова дня. За это время мастер зарабатывал 20 - 50 рублей. В тот период зарплата учителя составляла 200 - 300 рублей в год, а 1 кг пшеничной муки или 1 кг белого хлеба стоили менее 2 копеек. Кроме валенок односельчане до революции 1917 года изготавливали и войлочные полотна. Многие из односельчан в зимнее время организовывали группу вальщиков и уходили в так называемый “отход“ в дальние деревни и прочие места, где исполняли заказы местных жителей, т. е. занимались отхожим промыслом. Изготовление валенок - дело трудоемкое и затратное, достаточно сложное и опасное для здоровья. В процессе валки использовалась для обезжиривания шерсти серная кислота , пары которой постоянно вдыхали в себя мастера. Да и сама по себе шерсть содержала много органической и неорганической пыли. Поэтому долгожители села не имели никакого отношения к данному ремеслу, хотя большинство вальщиков доживали до 70 и более лет. Кое-что о далеком прошлом мне рассказывала наша соседка баба Марфа Сорокина, ровесница периода отмены крепостного права. Но из тех бесед, спустя более полвека, мне мало что помнится, кроме того, что в нашей деревне не было барина и что в православные праздники батюшка после богослужения проходил по селу, благословляя всех и принимая всякие приношения. Деревня всегда жила дружно, решая вопросы сообща на своих сходах, особенно в годы лихолетья, не то что сейчас, да и молодежь была иной. В 1-ой Питерке барином был то ли Хлопов, то ли Хлопков , а во 2-ой Питерке Смирнов. Соответственно, и в наши дни эти соседние села с Дубравой назывались Хлопщино и Смирновка. Дети рождались законные, от мужа, разводов не было. Семьи были многочисленные, трудились много, особенно летом, а зимой играли свадьбы и отмечали православные праздники, словом умели работать, умели и веселиться. Первое поселение деревни осуществлялось по классическому варианту - ближе к воде- непосредственно на берегу реки, правый берег которой очень крут, а левый низкий, пойменный. При половодье на этом берегу дворы домов и огороды заливались водой. Неизвестно в каком году власти разрешили жителям прибрежной деревни переселиться на новый порядок. Процесс, несомненно, был длительным и мне помнится перенос последнего дома дяди Володи Жука по-уличному Первовы. Теперь в центре двух порядков села оказалась не река, а улица. Такую трансформацию провели, по-видимому, не только в Выселках, но и в центральной части села. Не знаю, ведали мои земляки или нет ,что судьба их одарила самыми богатейшими почвами на планете Земля - черноземами. Мне лично и не раз приходилось делать глубокий почвенный разрез и будучи по образованию агрономом удивляться мощи гумусового слоя. Его глубина порой превышала 1, 2 метра . В этой почве была, есть и будет еще долго плодородная сила. Этой силе как правило не хватает влаги . В годы моего детства жители Выселок в удачные годы с 15 соток , отведенных под картофель собирали до 10-12 лошадиных повозок , что на мой теперь осознанный взгляд, составляло примерно 4-5 тонн картофеля, которого хватало на все нужды хозяйства и даже на продажу его на рынке . В менее удачные годы сбор картофеля не превышал 6-7 тележных возов . Припоминается, что в середине 60-х годов совхоз “Моршанский“ собрал очень высокий урожай зерновых культур и сдал в закрома страны 6 или почти 7 планов зерна, за что директор и главный агроном хозяйства заслуженно получили высокие звания Героев социалистического труда. Характерной особенностью моей малой Родины является то обстоятельство, что у каждого двора помимо фамильной принадлежности имелось так называемое уличное название. К примеру Якжиновы, Гульшкины и т. д. Объяснялось это тем, что перечень фамилий и имен был небольшим , поэтому чтобы четко и быстро понять, о ком идет речь, вводилось уличное название двора, которое было для нашей деревни в единственном варианте и редко подлежало пересмотру. А для еще более краткого обозначения персоны выдавались пожизненные прозвища. За мной прочно закрепилось прозвищное имя Дунек, за моим блинецом - Мусек и т. п . Подобная культура бытия,как я узнал позже , была далеко не во всех деревнях России . Прозвища были, как правило, обидны и ими старались при случаях мщения обозвать тебя. Но были и безобидные прозвища , на которые люди охотно отзывались по первому зову. История их возникновения строго индивидуальна. Мне прозвище было присвоено соседом, Колем Сорокиным, за какие-то действия, напоминающие действия бабы Дуни Лебедовой. Уличные названия дворов происходило спонтанно и с неким творческим посылом. Якжиновых назвали за привычку их дедушки укорять своих домочадцев вопросом “Як же вы будете жить? “ Народ все подмечал и наделял названиями, не спрашивая будущего носителя этого имени. Двадцатый век наше село встретило как и вся страна на подъеме: а , именно , хлеба хватало на жизнь, доходы от работы на земле и от валки валенок позволяли растить много детей и содержать двор хоть и в скромном, но достатке. Во втором десятилетии наступили бурные перемены в мире и стране. Моим землякам не удалось их избежать. Многих мужчин из села оторвали от земли и сохи и загнали в окопы, агитируя не жалеть живота своего за царя-батюшку и Отчизну. Малышом мне иногда приходилось слышать рассказы о первой мировой войне. Но эта тема тогда и после была идеологически закрыта: так как война 1914 года империалистическая и не отвечала чаяниям простого народа. Было не принято советскому школьнику интересоваться у царского унтер-офицера о первой мировой войне, коим когда-то был наш сват Чуженьков Егор Сидорович, да и он сам старался не афишировать свою причастность к этой войне. В эти годы в деревне служила Богу и людям церковь и ее прихожане старались жить по Христу, но стремительно наступали невероятные перемены. Лишь как только большевики взяли власть, то немедленно заявили, что Бога нет и вера в Бога - это опиум для народа. Чем помешал им Бог, призывающий да любите друг друга? В начале 1918 года новая власть создает в деревне свои органы управления - советы и начинает исполнять свой лозунг “Земля - крестьянам, фабрики и заводы — рабочим!“. Но земля в то время и так по общинному принципу и нормам в нашей деревне была закреплена за единоличными хозяйствами и взять ее откуда-то сверх того, что уже имели не представлялось возможным. Барина в селе не было, значит, и отбирать не у кого. Мужики молча поглядывали, что же будет делать власть? Хотя, наверное, каждому хозяину хотелось бы иметь землю в частной собственности. В 1918 году в стране разразился голод, из городов в деревенские амбары пришли вооруженные люди и от имени власти забирали хлеб у крестьян по-своему усмотрению. Не минула эта чаша и наше село . Более менее размеренная жизнь моих земляков при царском правлении с приходом большевиков получила неведомое доселе напряжение и окунула ее в неизвестность. Вскоре власть, преследуя цель прогрессивного развития деревни, приступила к смене уклада всех сторон ее жизни. В южных уездах Тамбовской губернии по этой причине вспыхнул вооруженный мятеж крестьян, именуемый антоновский. Под ружье встало до 40 тысяч крестьян. Власть жестоко подавила этот бунт. В нашем селе сначала агитационно, а затем по принуждению стали обобществлять землю, сельскохозяйственный инвентарь, животных и прочую домашнюю утварь. Состоятельные хозяева, памятуя мудрость, что от добра добра не ищут, не вступали в сельхозартель имени Розы Люксембург, организованную в селе Плоская Дубрава. Но у власти на этот счет был четкий план действия - раскулачивание. Мне неведомо, сколько семей было раскулачено в Дубраве, но точно знаю, что этому насилию подверглась семья моего родного деда по маминой линии, Голубева Ивана Васильевича . Мама рассказывала, что отобрали буквально все - землю, скот, сельхозорудия, мебель, одежду, обувь и посуду. Маме удалось спасти два платья, надев их поверх третьего. Многие домашние вещи конфискаторы поделили между собой и нисколько в дальнейшем не комплексовали по этому случаю. Я помню, как идя с мамой по селу мимо дома Паньшкиных, где на скамье сидел дед Антоныч и она, пройдя его, сказала что он одет в шубу с отцова плеча. Было мне в то время где-то 7-8 лет. А в юности дед и Антоныч были друзьями, вместе в одной части воевали на фронтах первой мировой войны, вместе попали в плен к австровенграм. Вернувшись с войны Антоныч вступил в партию большевиков и в 1931 году лично раскулачил своего друга, став на оставшийся период жизни — непримиримым врагом. С той поры жил дед без радости и прежнего усердия , но про обиду свою ни с кем не делился, а в конце жизни пристрастился к рюмке и так, наверное, на время забывал произвол власти. Жить в то время с клеймом “кулак“ было непросто, но селяне уважали моего деда как мастера кузнечного, столярного и плотницкого дела . В период сталинского правления жители нашего села не имели паспортов, а, соответственно, не могли по своему желанию менять место жительства . Поэтому в годы коллективизации население выросло до 1300 человек , а дворов в ту пору насчитывалось до - 319 . В конце 30-х годов организовали колхоз с тем же именем что и село “Дубрава“. Руководил им многие годы Скопинцев Александр Кузьмич, уважаемый всеми человек . Во время финской войны на фронт были призваны наиболее молодые мужчины , а на Великую Отечественную войну - все мужчины, пригодные к строевой службе. Деревня опустела буквально в первый месяц войны. Вся забота о семье и о колхозе пала на плечи женщин, стариков и детей. Мой отец был призван на фронт 25 июня 1941 года. Многие односельчане не вернулись с войны, некоторые пришли кто без руки, кто без ноги, но довольные, что выжили в этом аду. На груди у каждого вернувшегося воина висели ордена, медали за их мужество, отвагу и доблесть. Но были и те, кто провели долгие месяцы и годы в фашистских концлагерях и были освобождены Красной Армией. Хлебнули горя эти ребята ничуть не менее, чем в действующей армии. Сначала к ним относились осторожно, но вскоре ко всем пришло понимание , что они ни в чем неповинны. Семьям, потерявшие отцов и близких родных было тяжело прокормить, обуть и одеть детишек и опять женщины, простые крестьянки, проявили чудеса безмолвного героизма и вытащили своих детей из казалось бы запредельного состояния в нормальную жизнь, да и дети, хорошо понимая весь трагизм происшедшего, помогали своим матерям, как могли и старались не омрачать их души и сердца . Я все чаще ловлю себя на мысли, что без русских вот таких женщин, как наши площанские крестьянки, Россия не раз могла не сдюжить. Надеюсь, что это будет и впредь так. Главное меньше всякого гламура, бессмысленных тусовок, сохранить побольше истинной женственности, целомудрия и любовь к людям и к жизни. Очень важно вернуть в свои сердца и души Бога и тогда все получится. После войны в селе были открыты библиотека , медицинский пункт , промтоварный и продовольственный магазины, дети обучались в двух начальных школах и посещали клуб. Семилетнее и чуть позже восьмилетнее образование ребята получали в школе колхозной молодежи /ШКМ/, расположенной в чистом поле на берегу реки равноудаленно от трех ближайших деревень. В колхозе «Дубрава» имелось довольно большое поголовье скота, кур и лошадей. В двух конюшнях было не менее 100-120 рабочих коней и сопутствующие им резервы молодняка. Колхозники выращивали рожь, пшеницу, горох, ячмень, овес, коноплю, просо, махорку, картофель и овощи, сахарную и кормовую свеклу, производили молоко, мясо и куриное яйцо. Имелась бахча, где росли очень вкусные сахарные помидоры и огурцы. Послевоенные годы были нелегким периодом для народа страны и особенно крестьян. Из колхозных амбаров власть выгребала почти все , за исключением семенного материала. Колхозники, да и мы , их дети значительно недоедали, ибо каждый двор был обязан в срок и надлежащем объеме сдать продовольственный налог в закрома Родины через Сельпо, т. е. потребкооперацию. Жившие в городе наши родственники тогда питались лучше нас , хотя у них не было огорода, коровы, свиней, овец и кур. Зарплату колхозникам не платили , а на трудодни выдавали в основном зерно ржи и пшеницы , которых явно не хватало на сносное пропитание. Пшеничная мука относилась к дефицитному продукту и выпечка пирогов, пирожков, блинов и булочек всегда происходила в дни каких-то больших торжеств. Родители усердно старались, чтобы дети на фоне витаминной недостаточности и нарушения минерального обмена веществ не заболели рахитом. С этой целью все детишки села пили очень противный на вкус и запах рыбий жир. Несмотря на то, что все наши односельчане жили просто и нуждались в лучшем питании и в лучшем одевании, тем не менее люди не унывали и трудились много, радостно, а часто бывало и с песней. В воздухе висел дух Великой Победы и все верили в скорое светлое будущее страны и каждого отдельного человека. Рабочей силе в колхозе”Дубрава” в зимнее время недоставало работы и особенно женщинам. Зато с весны и до поздней осени село гудело подобно пчелиному улью. После работы на полях и фермах колхоза, земляки еще трудились в своем домашнем хозяйстве, ведь в каждом дворе имелись кормилица-корова и сопутствующий ей молодняк, свиньи, куры,овцы, а в 60-х годах пришла мода на гусей и уток. В моей детской памяти сохранились такие яркие впечатления, когда дубравские женщины и девушки летним утром долго - долго шли мимо нашего дома с шутками, песнями и задорным смехом группами на поля за околицей, чтобы прополоть посевы проса, свеклы или других культур. Им не было счета. Если взять, что на полевые работы выходило в среднем со двора по одной женщине, то их было не менее 300 человек. Не знаю, кого как, а меня как бывшего организатора полевого производства впечатляет. Перед моими глазами стоит также безбрежное поле ржи за селом, где мужики косами со спецкрюками скашивают ее в валок, а женщины вяжут снопы и укладывают их в необычные копны-суслоны. Другая часть женщин жнет рожь серпами, увязывает в снопы и укладывает их все в те же суслоны для просушивания хлебной массы . Потрясающая панорама труда на фоне жаркого августовского лета. В своей жизни ничего подобного я больше не видел. Вся деревня кроме детей и стариков в поле, одержимая идеей во что бы то ни стало убрать вовремя хлеб и от этого будет зависеть завтра жизнь их семей и страны . Изначально в колхозе при каждом дворе на заднем плане размещался земельный надел в 50 соток, куда входила и придомовая территория. На этом участке жители села выращивали картофель, рожь, просо, овощи, помидоры, огурцы, свеклу столовую, сахарную и кормовую, морковь, коноплю и даже иногда махорку для ее продажи Моршанской табачной фабрике. Электрификация в село пришла в 1956-1957 годы, но подача электроэнергии осуществлялась вплоть до 1964 года непостоянно, как сейчас говорят с веерным отключением. В районе не хватало мощности и вся деревня освещалась за счет керосиновых ламп разной так называемой линейности, т.е. мощности света. Керосин закупался в магазине и неофициально из бензовоза военного аэродромного обслуживания по цене 1 ведро за 1 рубль. Отец порой покупал до 200 литров. Радиофикация села проводилась в 1953-1954 годах и послушать по радио детские спектакли и песенки было пределом мечтаний. Наши люди помимо газет уже знали оперативно новости о стране. День наш начинался с Гимна Советского Союза, а после с дикторского голоса «Доброе утро, товарищи, начинаем утреннюю гимнастику». Занятие проводил преподаватель Гордеев. Хотя рупорное радио на Выселках висело по некоторым данным и во время войны перед домом дяди Яши Щепинова, которое постоянно информировало о ходе боев на фронте. Этот рупор принес и радостную весть и о Великой Победе. Вся деревня тогда собралась у этого радио, радовались, смеялись и оплакивали тех, кто погиб на этой бесчеловечной бойне. Помню хорошо сигналы первого искусственного спутника земли, октябрь 1957 года, передаваемого по радио. Радио для нас в то время считалось окном в мир. В 1956 году я пошел в первый класс Выселской начальной школы, директорствовала которой Фаина Григорьевна Соколина. Школа насчитывала до 40 учеников. Первым моим классным руководителем была Соловьева Анастасия Петровна. В это время на Выселках только появилось электричество, но занятия очень часто велись в зимнее время рано утром в школе и выполнение домашних заданий при свете керосиновых ламп. В конце 50-х и начале 60-х годов в большинстве домашних хозяйств Выселок были заложены плодовые сады с яблонями, вишнями, крыжовником, малиной и смородиной площадью от 3 до 5 соток . Все было осуществлено благодаря инициативе и поддержки дяди Саши Американца. Уже через 5-6 лет выселские семьи могли себе позволить скушать яблоки и ягоды из собственного сада. Мои земляки всегда ценили землю и усердно ухаживали за ней. Все земельные наделы, как правило, подвергались прополке, перекопке, подкашиванию и посеву. Территория моей деревни до 1985 года всегда выглядела ухоженной и опрятной. В совхозе земельный надел постоянно уменьшался, сначала до 30 , затем до 25, а в конце существования советской власти до 15 соток. Власть считала ,что основное время крестьяне должны были уделять общественным полям и фермам. Многие годы селом и ее производством управлял Ходяков Михаил Никифорович. Имея начальное образование, он обладал от природы организаторским талантом и на протяжении 18 лет, вернувшись с войны, правда не сразу, сначала возглавлял колхоз “Дубрава“, затем после череды модных реорганизаций управлял дубравским отделением совхоза “Моршанский“. По мнению односельчан, Михаил был жестким руководителем. За крутой, строгий и требовательный нрав односельчане за глаза называли иногда его “наш Сталин“. Ему не хватало душевного тепла , умения и терпения слышать и слушать людей. Его побаивались все подчиненные и он редко выслушивал иные аргументы и обоснования. Стиль его управления был авторитарным и соответствовал духу времени, который предполагал беспрекословного повиновения от народных масс. Поэтому Михаил типично представлял образ руководителя того времени со всеми его недостатками и достоинствами. Иных руководителей система как правило отвергала. Власть считала, что людей следует держать в “ежовых рукавицах“ . Она их и держала. Они безропотно переносили к примеру такую дискриминацию, как оплата труда по географическому признаку. За одну и ту работу моим односельчанам платили почти до 2-х раз меньше, чем работникам села Крюково или 1 - Питерки. Негласно считалось, что площане доберут свое на валке валенок. Такой порядок существовал и после того, как Михаил Никифорович оставил пост управляющего отделением. Моему отцу за 30 дней скирдования сена и соломы заплатили чуть более 35 рублей, а с его слов у ребят с Хлопщины почти за тот же объем зарплата превысила 50 рублей. С осени 1967 до лета 1968 года мне довелось поработать в совхозе за отца , готовясь к поступлению в институт, а папа в это время занимался валенками. В составе 10 - 12 лошадиных санных повозок я ездил в лес за сеном, запрягая коня в 7 часов утра и распрягая его в 19 часов вечера. Длительное время стояла жесткая морозная погода, от 25 до 30 градусов мороза. За такой рейс, а он был единственным за день , хозяйство начисляло всем моим коллегам и мне по 1 рублю 19 копеек. Буханка черного хлеба тогда стоила 14 - 16 копеек , а батон - 20- 22 копейки. Все это выглядело как беспросветное явление. При таком отношении у людей явно не было ни настоящей, ни будущей перспективы. Многие молодые жители, да и возрастные с охотой устраивались на работу в райцентре каменщиками, штукатурами и по другим профессиям, ежедневно преодолевая пешком расстояние от Дубравы до Моршанска. Их зарплата в разы превышала совхозную и с той минуты они никогда не помышляли вернуться на работу в деревню. Выводы делайте сами. Тем не менее Михаил Никифорович был заслуженным человеком и сделал многое для страны. В статье газеты “Согласие“ от 15 августа 2011 года за номером 50 под рубрикой “Дела и люди“ засвидетельствовано, что Михаил Никифорович служил в десантных войсках и по долгу службы на момент начала блокады он оказался в Ленинграде, и вынужден был там находится до ее снятия . Едва живого вместе с некоторыми другими ленинградцами его вывезли из города на Неве в Пензенскую область, в деревню Хуны. Когда родные получили об этом весточку, то жена и сестра поехали его навещать. Михаила Никифоровича было трудно узнать, он выглядел подростком. Молодой организм, слава Богу, быстро шел на поправку, и через два месяца Михаил снова был на фронте в своей части. Там, в десантных войсках, он воевал до Дня Победы. За проявленные мужество и героизм Михаил Никифорович имел множество государственных наград, в том числе ордена Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, медали “За отвагу“ и “За боевые заслуги”. В период “хрущевской оттепели “ в 1957-1958 г.г. на левом берегу речки со склоном на юг был заложен приличный по площади плодовый сад , в котором выращивались яблоки, вишня, крыжовник и смородина. Садоводом был определен Чуженьков Александр, по прозвищу Американец. Дядя Саша являлся авторитетной личностью в селе. Он не пил, не курил и не употреблял в обиходе ненормативной лексики, принимал всегда взвешенные решения, был очень бережливым, аккуратным и мудрым человеком, занимался пчелами, знал немало агроприемов в земледелии и садоводстве. Дядя Саша относился к числу тех людей, которые за счет аналитического ума учились всему на практике. Односельчане часто советовались с ним по многим вопросам ведения хозяйства . Вместе с тем некоторые из них недолюбливали его по причине несхожести с ними в своем поведении, поэтому он, наверное, и получил прозвище “Американец”, т. е. далекий своим образом жизни от многих. Начиная с конца 60-х годов, село за десятилетие практически полностью обновило свои дома. Этот момент в правлении Н. С. Хрущева сегодня никем не замечается и никак не анализируется. Победители были достойны такого внимания. Дома строили даже женщины, не дождавшиеся своих мужей с войны . В послевоенные и последующие годы сельское хозяйство страны постоянно реформировалось и это не могло не оставить своих последствий на моем родном селе. При укрупнении хозяйств село отошло к совхозу “Моршанский “ и все строительство перебазировалось на центральную усадьбу вновь образовавшегося сельхозпредприятия , куда с радостью переселялись многие работники Дубравы. Колхоз “Дубрава” просуществовал до начала 60-х годов, а затем его воссоединили с колхозом “Комсомолец“, куда входили села - 1-я и 2-я Питерка и как полноценное отделение присоединили к совхозу “Моршанский“. Личное приусадебное хозяйство и изготовление валенок приносили весомый доход моим землякам. В колхозе их труд оценивался очень часто мизерными трудоднями, а в совхозе - кабальными расценками и такой же оплатой. Мужики за 3 - 4 дня на валенках зарабатывали столько , сколько за 30 дней работы в совхозе. Пара валенок детского размера из шерсти заказчика стоила до 5 руб . , женского - до 8 руб. и мужского от 10 до 12 руб. На эти деньги семьи обеспечивали себя по тем временам приличным материальным достатком, строили дома, кормились и одевались, растили и учили своих многочисленных детей, давая им образование. В начальный период совхозного строительства по чьей-то не очень умной идеи проводили агитацию среди крестьян страны об освобождении их от непосильного труда в общественном и одновременно в личном хозяйстве. Предлагалось всех коров сдать в совхоз, а молоко можно было бы получать на ферме. Идея, сочиненная вдали от реальной жизни, умерла еще не родившись. А вот второе сумасбродное дело все-таки нашло свое продолжение. По мнению моих родителей и их ровесников лучшим периодом жизни следует считать период правления страной Брежневым Леонидом Ильичом - 1964 - 1983 годы. Животных развели по разрешенному желанию , что позволяло круглый год питаться каждой семье молочной и мясной продукцией собственного производства, употреблять овощи и фрукты со своего огорода и сада. Качество еды в то время было безупречным. Многие жители села выпекали свой ржаной хлеб почти до середины 60- х годов . Запах хлеба из печных труб был очень ощутим зимним утром. За свою жизнь мне пришлось побывать во многих российских деревнях, ознакомиться с их культурой , бытом и кухней, но я нигде и никогда не встречал многих дубравских блюд, таких как каша-сливуха, ржаной хлебный квас, саламата - мучная кашица и оригинальный свекольник, представляющий собой запеченное в чугунке кубики сахарной свеклы с ржаным тестом в русской печке. Про брежневский период правления моя мама говорила , что наступила хорошая жизнь и теперь только надо не лениться. Согласен полностью с ее выводом. В 24 года я покинул отчий дом. Безусловно, за четверть века мне вольно иль невольно удалось познать и впитать уклад жизни родной деревни, ее обычаи и традиции, вникнуть в ее нравственное и духовное состояние, которые по-моему не смогла кардинально изменить даже тотальная пропаганда советской власти. В феврале 1918 года советы приняли декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Началось повсеместное изъятие церковных ценностей и закрытие Церквей, снятие колоколов, массовый арест священников и их расстрел. Народ сопротивлялся, но вооруженные отряды богоборцев фанатично исполняли решения власти. Из 121 храма, имеющихся на начало 20 века в Моршанском уезде лишь сохранилась чудом уцелевшая церковь Николая Чудотворца слободы Базево, в которой крестились скорее всего все мои братья и сестры, а также наши односельчане. В этой церкви моя мама и родная тетя Балашова Евдокия тайно крестили и моих сыновей, Андрея и Ивана, кажется летом 1983 года. Примерно в 1930 - 1936 г.г. была закрыта и Казанская церковь в селе Плоская Дубрава, здание которой стали использовать как складское помещение для колхозных нужд, а дом священников - под начальную школу. Следует предположить, что это было за всю историю села второе здание храма, построенного взамен обветшалого храма пророка Илии, возведенного в конце 17 или в начале 18 века. По церковным документам 1841 - 1842 г. г. в нашем селе в это время здание пришло в негодность и по просьбе благочинного произошло причисление к церкви села Крюково жителей села Плоская Дубрава. Когда был построен новый храм в нашем селе, освященный в честь иконы Казанской Божией Матери, достоверных данных не имеется, но смею предположить, что где-то вскоре за названной выше датой, так как деревянные конструкции к 1960 году, а это в обзоре моей памяти были сильно изношены. Образ Божией Матери “Достойно есть “ прославился в нашем селе и был особо почитаемый моими земляками. Со дня освящения храма главным православным, т.е. престольным, праздником родной деревни стал день 4 ноября каждого года - Казанская . Народ чтил этот день и даже при развитом социализме старался в этот день не работать и накрывать по высшему разряду столы необыденными яствами. На престольный, как правило, приходили гости из соседних деревень и в свою очередь наши родственники посещали их престольный праздник. В Котельном такой праздник отмечался на Ильин день, 2 августа. Кстати, моему брату-близнецу Михаилу удалось с помощью своих приятелей раздобыть архивные данные патриархии о переписи 1899 года жителей села Плоская Дубрава, проведенные священником Павлом Богоявленским Казанской церкви. Значит, последнее здание храма в нашем селе было построено в промежутке лет с 1842 по 1899 годы. В это время деревня насчитывала 223 двора. В 20-ом веке православная церковь повсеместно подверглась разорению и поруганию, но власти не смогли вытравить веру в Бога из душ христиан. Несомненно, жертвой безбожия в первую очередь стала молодежь, обучающаяся в школах, где вместо Закона Божьего стали преподавать азы атеизма. Урожденные в 20 и 30 годах прошлого столетия односельчане открыто не афишировали свою веру, но продолжали крестить тайно своих детей и отпевать усопших христиан вплоть до исчезновения советской власти. Совершали отпевание, как правило, пожилые овдовевшие женщины, носившие одежду черных тонов и получившие в народе звание монашек. Власть не пыталась наложить на их деятельность запрета, подразумевая, что с естественным уходом их из жизни само собой уйдет и православное вероисповедание. Не случилось: ушла власть, а вера осталась и вышла из подполья, с каждым годом чудесным образом воскрешая порушенные храмы и монастыри. Жили ли наши отцы и деды с Богом и по-божески? Ответ один: да. Я помню, что многие односельчане испытывали страх перед Богом за свои недобрые поступки и сетовали, что Бог накажет, Бог покарает. Все они ведали, что Бог созерцает их жизнь и старались жить с уважением друг к другу. В их отношениях господствовали доброжелательность, терпение, взаимная выручка и любовь в христианском понимании этой добродетели, когда ты никому не желаешь чего-то плохого. Многие из них имели светлые души и сердца, ревниво заботились о чистоте своих поступков. Конечно, в контактах моих земляков иногда случались ссоры , возникали обиды и даже драки, но все это происходило на фоне эмоционального всплеска, точечно, не масштабно и чаще всего скоротечно. Подравшиеся мужики по пьянке старались как можно быстрее установить перемирие, прибегая , как правило , опять к этой же пьянке . Женщины просили друг у друга прощения и сетовали на то ,что бес попутал . Покается и помириться считались важнейшими деяниями православно верующих людей , кем и были мои земляки . Но были среди них , наверное , и атеисты , отрицающие Бога и его учение , хотя и они часто были не прочь в православные праздники обильно выпить и потрапезничать . В свою очередь верующие селяне с удовольствием отмечали все светские советские праздники и не делали из этого никакой трагедии . В преимущественной части домов села светлый угол передней комнаты отводился под иконостас, перед которым висела лампада с елейным маслом и стоял небольшой столик, где размещали в праздники зажженные свечи . Лампада горела в дни великих православных торжеств длительно и круглосуточно . В ночное время , пройдясь по селу, сразу можно было определить , где живут верующие , а где - безбожники . Советская пропаганда “ успешно “ внедряло в сознание молодежи безбожье , сочинив по подобию заповедей Божьих моральный кодекс строителей коммунизма , усилив его беспощадной классовой борьбой и непримеримостью к любому врагу . Дети как губка впитавали атеизм и без сомнений , а вот селяне старших поколений, особенно повидавшие войну, сомневались в доказательности отсутствия Бога . Избы в нашей деревне строились по проектам пятистенок , где в передней комнате возводили для отопления печь- голландку , а в задней - выкладывали приличную по размерам русскую печь и в ее дымоход врезали металлическую печь - чугунку . В русской печи не только готовили пищу особого вкуса , но выпекали хлеб и использовали ее в качестве сушилки валенок , а у многих она являлась спальным местом пожилых людей . Впереди избы на расстоянии примерно 7 - 8 метров от дома и 2 - х метров от дороги селяне строили так называемые мазанки из глининых саманов и крытые соломой . Одну часть мазанки использовали для хранения дров и угля , а во второй содержались сусеки ,большие деревянные ящики для зерна и муки . Здесь также размещались койки , где отдыхали в летний зной родители и дети , наслаждаясь прохладой этого сооружения. Это нехитрое строительное сооружение использовалось также для временного проживания и сохранения домашнего имущества в случае, если подвергался пожару основной дом. За домом строились сараи для животных , называемые катухи , где в своих отделениях содержались корова , бычки , свиньи , овцы , гуси и куры . На огороде в 50 - 70 метрах от дома обустраивалась рига / овин / , где хранили запасы сена и соломы, а в более поздние времена это место служило для обмолота хлебов. Мне посчастливилось захватить обмолот хлебной массы цепами. Я сам в свои 10-11 лет научился ими работать. Особая статья жизненных забот для моих земляков - это воспитание детей, которых почти в каждой семье было немало . Детей старались в наше время как можно раньше привлекать к труду . Родители понимали , что успех в праведной жизни может быть достигнут только трудом и делали все , чтобы их дитя выросло достойным человеком и им не было стыдно за него . Не важно кем он будет строителем или токарем , агрономом или трактористом , главное , чтобы он был в первую очередь человеком , полезным обществу и семье . Поэтому детский труд тогда считался средством воспитания ребенка , а не средством насилия и издевательства над ним . Безусловно , родители уже с 5 - 6 лет , иногд | |
Ivan i Valentina 08.03.2017 20:13 |
Пользователи, связанные с н.п. село Плоская Дубрава
Новые комментарии
- Когда вы были здесь в последний раз? - не была....
- Когда вы были здесь в последний раз? - 2009-...
Сообщение: Здравствуйте я ищу могилу своего деда,...
Разыскивают! - Шитиков Василий Иванович, 1917...
- Когда вы были здесь в последний раз? - Более 60...
Смотреть все
Новые записи
История - поселок Вяжли. Разъезд ВяжлиВ селе Вяжли мои родители имели...
Новости - село Плоская Дубрава. объявление Сегодня 09.12.2018 состоялось собрание...
Жители - село Алкужи. Ищу родственников Налитова Якова Петровича,...
круиз на теплоходе москва-санкт-петербург
меню бокс
круизы на теплоходах из самары на 2024 год в казань
интернет магазин мебель
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex