Здравствуйте, что для вас значит деревня Черленково?
Главная › Московская область › Шаховской район › деревня ЧерленковоГлавная страница малой родины - деревня Черленково
Почтовый индекс: 143720
Телефонный код: 8-49637
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации
Московская область Шаховской район деревня Черленково на карте
В некоторых местах на картах можно увидеть фотографии родного края, чтобы на них посмотреть, используйте слой «Панорамы»
Координаты населенного пункта деревня Черленково на карте: 55.946784, 35.481648
Информация с сайта ru.wikipedia.org
Черленково — село в городском округе Шаховская Московской области. В селе действует Никольская церковь около 1550 года постройки.
Население
География
Село расположено в центральной части округа, примерно в 8 км к югу от райцентра Шаховская, на левом берегу реки Рузы, у плотины Верхнерузского водохранилища (Верхнерузская ГЭС-33), высота центра над уровнем моря 215 м. Ближайшие населённые пункты — Воютино на противоположном берегу реки, Дятлово на востоке и Сутоки на западе.
В село заезжают некоторые маршруты автобусов.
Зарегистрировано 17 улиц, переулков и проездов.
Исторические сведения
В 1678 году село Черленково принадлежало князю Александру Михайловичу Шаховскому, затем его дочери, которая вышла замуж за стольника Семена Гавриловича Наумова.
В 1769 году — село Хованского стана Волоколамского уезда Московской губернии с 61 душой, владение обер-директора Михаила Петровича Гусятникова. К нему относилось 150 десятин 1175 саженей пашни, 47 десятин 1600 саженей леса и сенного покоса.
В середине XIX века село относилось к 1-му стану Волоколамского уезда и принадлежало Департаменту государственных имуществ. В селе было 18 дворов, 80 душ мужского пола и 82 души женского, проводилась ярмарка 9 мая.
В «Списке населённых мест» 1862 года — казённое село 1-го стана Волоколамского уезда Московской губернии по правую сторону Московского тракта, шедшего от границы Зубцовского уезда на город Волоколамск, в 28 верстах от уездного города, при реке Рузе, с 25 дворами, православной церковью, ярмаркой и 185 жителями (87 мужчин, 98 женщин).
В 1890—1900-е годы село характеризуется в справочно-статистических изданиях, как относящееся к «Серединской волости, Волоколамского уезда, Московской губернии, 1-го стана, в 33 верстах от уездного города и в 10 верстах от станции „Шаховской“». По данным на 1890 год число душ мужского пола составляло 78 человек.
В 1913 году село насчитывало 38 дворов, имелись церковно-приходская школа, казенная винная лавка, трактир, пивная и чайная. При селе находилось имение наследников М. В. Лаврицкого с водяной мельницей.
По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — село Ваютинского сельсовета, проживало 267 человек (103 мужчины, 164 женщины), насчитывалось 60 хозяйств (из них 57 крестьянских), имелась школа.
С 1929 года — населённый пункт в составе Шаховского района Московской области.
1994—1995 гг. — центр Черленковского сельского округа Шаховского района.
1995—2006 гг. — село Серединского сельского округа Шаховского района.
2006—2015 гг. — село сельского поселения Степаньковское Шаховского района.
2015 г. — н. в. — село городского округа Шаховская Московской области.
Ажиотаж 1899—1900 годов со «святой землёй»
В вышедшей в 1906 году книге И. Ф. Токмакова «Город Волоколамск Московской губернии и его уезд» повествуется об ажиотаже, возникшем в 1899—1900 годах из-за стихийно распространившихся слухов о якобы святой земле с одной из заброшенных могил с местного кладбища.
Первая волна ажиотажа началась с весны 1899 года, когда «между могилками на сельском кладбище, под одним камнем, до половины вросшим в землю, без всякой надписи, а только с признаком выпуклого креста на верхней стороне, прославилось место упокоения богоугодного человека именем Филипп, затем о богоугодном человеке забыли на некоторое время».
Вторая волна началась в следующем, 1900 году. Её начало было связано с ярмаркой, которая проводилась в Черленкове ежегодно в Николин день (9 мая по старому стилю), и на которую из окружающих деревень всегда съезжалось множество народа. Как описывает И. Ф. Токмаков
в этом году некоторые, вспомнив прошлогодний рассказ о богоугодном человеке, покоящемся на старом кладбище, пошли туда полюбопытствовать. Сначала образовалась куча, а затем она выросла в целую толпу. Тогда народ бросился к могилке и стал было брать с неё землю. Затем в Черленково со всех сторон потянулся народ. Панихиды шли одна за другой. Все спешили брать землю с могилы: здоровые для здоровья, больные в надежде исцеления. Стали говорить, что земля от всего помогает, что её можно есть, и её брали и ели, настаивали ею водку и пили и подбавляли в чай.
В Черленкове появились кликуши, слепые, хромые, горбатые, параличные, сифилитики. Приезжали даже из губерний. Распространились слухи о чудесах. Ждали со дня на день вскрытия мощей. Панихиды служились и в церкви на кладбище…
Всё это привело к резкому возрастанию спроса на предметы культа, обычно приобретаемые паломниками. По свидетельству Токмакова, «…изготовлялось и продавалось в один день по несколько тысяч просфор. Уездный свечной склад не успевал поставлять для церкви свечей».
Возникший ажиотаж обернулся неожиданной прибылью не только для церкви, но и для сельчан:
всех богомольцев не вмещало в себе имеющееся в селе трактирное заведение, и каждая изба обратилась в чайную лавочку, где поили приходящих чаем, продавали съестное, кувшинчики для воды, платочки для земли. Ситный, баранки пекли чуть ли не возами, и все разбиралось нарасхват, при двойных ценах.
Ожидания масс, что вот-вот будут вскрыты мощи и новое святое место будет надлежащим образом узаконено, не сбылись. Сведения о стихийном массовом паломничестве вызвали крайнее недовольство как у светского, так и у епархиального начальства.
Сначала был вызван в Москву старый священник и после опроса устранен от места; затем поручено прокурорскому надзору произвести строжайшее расследование причины слухов, влиявших на массу, и если окажется, что они распространялись с целью получить материальную выгоду, то привлечь виновных к законной ответственности.
Тем не менее, как констатировал автор пять лет спустя, в 1906 году, «вера в богоугодного человека не поколеблена, и паломничество простодушных богомольцев в Черленково продолжается по-прежнему».
Подробнее
деревня Черленково в социальных сетях и на других ресурсах в Интернете
Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.
Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
К сожалению, записей нет! Но вы можете быть первым автором!
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Вы можете отблагодарить автора данной записи материально, сделав перевод на счет нашего проекта в «Тинькофф».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Доставку средств авторам гарантирует
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Если же на сайте нет нужной вам информации, то в комментариях на страницах малой родины вы всегда можете написать запрос о поиске нужного вам материала.
Не стесняйтесь объявлять за это вознаграждение, возможно так вы быстрее получите то, что ищете.руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Пользователи, связанные с н.п. деревня Черленково
К сожалению, здесь еще никто не отметился.
Новые комментарии
Разыскивают! - Мой отец шумов Петр Антонович год...
Ольга, меня заинтересовало сообщение у о Батурине...
Ищу мужчину с фамилией Квач или Квачев, из...
помогите найти историю происхождения деревни...
Мой дед Батурин Михаил Алексеевич 1906 года...
Смотреть все
Новые записи
Новые фото
компьютерные столы угловые
частотный преобразователь vilmann vl-b20 инструкция
Стул Sheffilton SHT-S85-1
сколько стоит вставить имплант 1 зуба
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex
Это помощник быстрой публикации вашего сообщения, пройдите 4 простых шага!
Загружаем...